ТОГУ совместно с исследовательскими центрами Германии и США развивают мировую науку
03 ноября 2016 г.

28 октября в журнале Американского физического общества «Physical Review Letters» была опубликована статья «Prediction for a Four-Neutron Resonance», в коллектив авторов которой вошли эксперты из Тихоокеанского государственного университета: доцент кафедры «Физика», старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ ТОГУ Александр Мазур и старший преподаватель кафедры «Физика» Игорь Мазур.

ТОГУ совместно с исследовательскими центрами Германии и США развивают мировую науку

Ученые ТОГУ совместно с коллегами из Московского государственного университета им. Ломоносова, Университета штата Айова, Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса в США и Университета Дармштадт в Германии написали и опубликовали статью «Prediction for a Four-Neutron Resonance» (Предсказание резонанса в системе четырех нейтронов) в одном из престижнейших изданий — журнале Американского физического общества «Physical Review Letters». О высоком уровне этого издания говорит импакт фактор Web of Science журнала 7.645.

Актуальность и востребованность темы исследования обусловливаются тем фактом, что в последнее время область интересов теоретической ядерной физики смещается в сторону экзотических ядерных систем — нейтронноизбыточных и нейтроннодефицитных ядер вдалеке от линии стабильности. Изучение таких систем важно для более глубокого понимания природы межнуклонного взаимодействия и процессов, происходящих в реакциях с участием легких ядер, в частности — в астрофизических процессах.

— Мы впервые полностью провели микроскопические расчеты тетранейтрона, — комментирует Александр Игоревич. — Расчеты проводились на суперкомпьютерах, входящих в TOP-10 мирового рейтинга. Результаты теоретических расчетов совпадают с предварительными экспериментальными данными. В состав международного коллектива входят ученые пяти университетов (Россия, Германия, США) и научно-исследовательских лабораторий, ТОГУ в их числе.

Международная коллаборация Тихоокеанского государственного университета (группа Александра Мазура), Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова (группа старшего научного сотрудника Лаборатории теории атомного ядра Андрея Широкова) и Университета штата Айова (группа профессора Джеймса П. Вэри) появилась в 2000 году. За эти годы коллективом опубликовано уже более 30 оригинальных совместных работ. Как подтверждение многолетнего сотрудничества, между ТОГУ и Университетом штата Айова в 2011 году был подписан Меморандум о взаимопонимании, а в 2016 году — Соглашение о научном сотрудничестве.

Статья «Prediction for a Four-Neutron Resonance» представляет результаты работ, выполненных при поддержке Российского Научного Фонда в рамках гранта, полученного ТОГУ на период с 2016 по 2018 годы. В коллектив исполнителей этого гранта входят все российские авторы опубликованной статьи.

Статья «Prediction for a Four-Neutron Resonance»